Добавлено в Избранное

Стройотходы застройщиков завалили Украину

журналист, эксперт в сфере экологии

Министерство экологии и природных ресурсов подало на рассмотрение Кабинета министров Национальную стратегию управления отходами до 2030 года. В документе по полочкам разложены проблемы с различными видами отходов, в том числе – и со строительными. 

В больших городах Украины выросла потребность в свободных площадях под застройку. Частично ее решают путем сноса старых зданий, выведенных из эксплуатации. Но строительные отходы образуют при этом целые свалки. И не всегда они законны. Периодически жильцы разных украинских городов "трубят" о появляющихся незаконных свалках строительного мусора. Например, в Киеве это стало проблемой для Сырецкого лесопарка и Совских прудов. Таких строительных отходов будет еще больше – в ближайшие годы исчерпывается срок эксплуатации так называемых "хрущевок", каждая из которых – это в среднем 3000 кубометров отходов. 

Сном старых домов

К таким отходам прибавляются материалы, которые образуются при сооружении новых зданий. Согласно анализу Минприроды, при возведении 100-квартирного дома образуется в среднем 15-20 тонн твердых отходов, основную массу которых составляет битый кирпич, остатки затвердевшего бетона и строительного раствора, пенопласта, минеральной ваты и т.д. 

Плюс – отходы промышленности строительных материалов (отсевы щебеночных карьеров, стеклобой, некондиционный кирпич и железобетонные конструкции и пр.). И – твердые продукты, образующиеся при реконструкции дорог. "Если некоторая часть старого асфальтобетона используется повторно, то дробленый бетон с дорожного покрытия чаще всего удаляется на свалки", – уверяют чиновники.

По данным министерства, 52% строительных отходов – бетон и железобетон, 32% –кирпич, стеновые блоки, пено- и газобетон, еще 8% – отходы асфальта и строительных растворов. Остальное – отходы металлов, древесины и пластмасс, керамика, гипсокартон и т.д.

"Во многих странах ЕС переработка строительных отходов получила значительный успех. Уровень переработки отходов в них превысил 80%. Основная часть строительных отходов поступает от субъектов хозяйствования частного сектора. Дальнейшее использование утилизированных материалов в большинстве стран организовано через те же предприятия, выполняющие строительство и снос. В большинстве стран управление строительными отходами – особенно переработка – организовано частным, а не государственным сектором. Частный сектор устанавливает и руководит инфраструктурой (сортировочные и дробильные заводы)", – говорится в стратегии. 

И это действительно так. В США и Канаде вывоз строительных отходов на свалку куда дороже переработки. В некоторых европейских странах такие свалки даже запрещены. И попробуй создать несанкционированную свалку! Благодаря жесткому законодательству и новым технологиям многие страны (Дания, Голландия, Швеция и др.) достигли очень высокого уровня переработки строительных отходов, даже более 90%. При чем, переработка строительных отходов приносит хорошие прибыли и самому бизнесу. Так что по всей Европе выросли сотни заводов, перерабатывающих строительный мусор.

Завод скандинавской компании Sysav Group по переработке твердых отходов в шведском городе Мальме

Завод скандинавской компании Sysav Group по переработке твердых отходов в шведском городе Мальме

Из стройотходов делают новые стройматериалы. Гипсокартон, обои и железные детали также используются для производства удобрений. Щебнем и бетоном, переработанным в щебень, засыпают котлованы, в том числе и те, которые остаются после снесенного здания, его используют также для дренажных систем. Вторичный щебень куда дешевле природного, поскольку энергозатраты на его производство значительно меньше, качество остается такое же, а себестоимость бетона с ним снижается на 25%. Повторно в строительстве используется и арматура.

Компании, у которых по несколько проектов, могут использовать отходы на одном участке в качестве материалов для другого. Переработка может осуществляться и на месте снесенного здания. Если оно возводится на месте снесенного, строительные отходы однозначно пригодятся и позволят лишний раз не тратиться на покупку и доставку. Большие куски железобетона можно разбить гидромолотом или гидроножницами. Железобетонные, бетонные и кирпичные отходы можно перерабатывать на месте дробильной установкой. Мобильные машины весом от 30 до 100 тонн способны производить от 100 до 450 тонн вторичной продукции в час. Хотя подобное оборудование стоит сотни тысяч долларов.  

В Пекине недавно из переработанного строительного мусора (кирпичи, плитка и т.д.) построили дорогу. Китайцы сумели переработать для повторного использования 90% строительнх отходов масштабной стройки. И уже подсчитали, что такой вариант снижает стоимость новых дорог на 20%, при этом качество не страдает. Есть пример, когда из стройотходов создали горы для катания на лыжах.

Строительство дороги из переработанного мусора в Пекине

Строительство дороги из переработанного мусора в Пекине

Но Украина в этом плане пока "пасет задних". "Отходы строительства и сноса – мало использованный ресурс", – констатирует Минэкологии. Но чиновники намерены на законодательном уровне изменить все к лучшему. Исходя из стратегии, которая была опубликована летом на сайте Министерства экологии, государство берет тотальный курс на вторичную переработку. Это касается как переработки строительных отходов, так и переработки отходов бытовых. "Конечная цель внедрения системы управления отходами – получение из отходов вторичного материального и / или энергетического сырья. То есть инновационной системы управления материальными и энергетическими циклически замкнутыми потоками – сырье, материалы, продукция, отходы, вторичное сырье", – уточняется в нем. И макулатура, полимеры, стеклобой, изношенные шины и т.п. "представляют значительный ресурсный потенциал", – сказано в проекте документа.

При перепечатке ссылка на hats.kiev.ua обязательна.
Назад